Счетчик

Сталинградская битва – презентация и урок истории в 9 классе

Презентация Сталинградская битваI. Организационный момент. Приветствие учащихся
II.Проверка домашнего задания. Форма опроса – блиц – опрос.
утверждение ответ
II мировая война началась 22 июня 1941г. –
с объявлением по радио о нападении германских войск на Российскую Федерацию выступил В. М. Молотов –
23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между Германией и СССР +
по окончании советско-финской войны в марте 1940г. СССР исключили из Лиги Наций +
план нападения на СССР назывался “Барбаросса” +
первыми под удары немецкой авиации попали Прибалтика, Белоруссия, Украина, Грузия, Южный Урал. –
в ходе Великой Отечественной войны выделяют 5 основных этапов +
главными союзниками Германии в войне против СССР были Англия и Франция –
апогей военных действий в Великой Отечественной войне приходится на зиму – весну 1942г. –
контрнаступление советских войск под Москвой было 5 – 7 декабря 1941г. +
Основная часть:
III. Новая тема
У: записывают тему урока
У: определение цели урока совместно с учениками
– потеря Крыма;
– поражение под Харьковом резко изменили обстановку на южном фронте в пользу противника. Были созданы все условия для захвата Кавказа.
– почему Кавказ, а не Москва? (выслушать ответы)
У: А теперь чертим в тетради хронологическую ленту (х/л) и следим за развитием событий.
По ходу объяснения темы учащиеся наносят на ленту даты и события в хронологической последовательности.
На ленте должны быть нанесены :
1. 28. 06. 1942 г. –наступление немецких войск на Курско-Воронежском направлении. Цель: отрезать советские войска от остальных армий;
2. 28. 06. 1942 г. – прорыв обороны Харькова (советские войска отступают по приказу Ставки);
3. 24. 07. 1942 г. захвачен Ростов (угроза Сталинграду);
4. 17. 07. 1942 г. – наступление немецких войск на Сталинград (за неделю был создан Сталинградский фронт).
5. 13. 09. 1942 г. Начало штурма Сталинграда;
6. 19. 11.1942 г. переход к обороне;
7. 02. 02.1943 г. ликвидация остатков немецких группировок.
У: Покажите, где могли бы быть нанесены предполагаемые удары по Сталинграду. (работа у доски, выделить места карандашом) – на х/л –>
У: Используя карту, назовите основных противников в предстоящем сражении (выслушать ответы), на х/л. Рассказ учителя о сложившейся обстановке в пределах учебника.
Основными противниками станут 62 армия под командованием генерала Чуйкова Василия Ивановича и 6 армия фельдмаршала Паулюса, доклад учащегося о генерале Чуйкове В. И.
Итог: неудачи в летних сражениях отрицательным образом сказались на боеспособности советских войск, их моральном духе, поэтому 28 июля 1942 г. был издан приказ № 227, который вошел в историю под названием “Ни шагу назад!”
Работа с документом:
1. Сформулируйте главную идею и основные положения Приказа № 227?
2. Как объясняются в приказе причины неудач советских войск? Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?
4. Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями?
5. Каково ваше отношение к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов? Каковы были критерии их формирования? Их роль в военных действиях?
6. Учитывая военную ситуацию, положение на фронте летом 1942 г. дайте общую характеристику Приказу № 227. Если видите в нем вред или пользу – укажите?
Итог по документу:
Приказ № 227, призванный жесткими мерами навести порядок в войсках, организованность, дисциплину в условиях, когда дальнейшее отступление означало утрату национальной и государственной независимости. Но он не давал ответы на многие вопросы, например, как могли остановить продвижение немецких войск зимой 1941г., кто ошибся в определении главного удара?
У: возвращаемся к х/л.
13 сентября начало штурма Сталинграда по приказу Гитлера , на х/л – (5).К вечеру овладели вокзалом. Бои за город шли два месяца. Сражались за каждый дом, улицу, район.. Обе воюющие стороны несли огромные потери. Силы немцев иссякли и они перешли к обороне 19 ноября 1942 г. На х/л – (6) (сопровождается показом по карте). Операция по разгрому немецких войск под сталинградом получила название “ Уран”. Большой вклад в подготовку этой операции внесли Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Для осуществления поставленной задачи были созданы три новых фронта: Юго-Западный, Донской, Сталинградский.
Неувядаемой славой покрыли себя 62 армия под командованием генерала Чуйкова В. И. и 64 под командованием генерала Шумилова М. С. – сообщение учащегося.
У: для уничтожения немецких войск необходимо было взять их в кольцо. Для этого надо было соединиться 62 и 64 армиям. Все с огромной надеждой ждали этого события, а произошло оно незаметно для многих. Это событие отражено в художественной литературе. Зачитать отрывок из произведения К. Симонова “Живые и мертвые: солдатами не рождаютс. Книга 2 – М., Просвещение, 1982 г. С. 142.
“Так стремились к этому все последние дни, а соединение все же произошло неожиданно! Увидели флаг, поднялись, рванулись прямо к нему и потеряли еще двух солдат: слева ударил немецкий пулемет. Разозлились, ослепили этот пулемет огнем, подползли и забросали гранатами всех, кто там был.
А потом в открытую, как будто ничего уже ничего не могло произойти, рывком пробежали оставшиеся полтораста метров до развалин с флагом. И действительно, ничего не произошло: немцы не стреляли – или отошли, или тот закиданный гранатами пулемет был у них здесь последним. Над эти уже не думали. Мысль была о другом – о том, что соединились.
В развалинах с флагом, когда добежали до них, было всего семь человек: командир взвода – сержант, пять его бойцов и политрук. В их лице и заняла 62 армия те последние, с той, с их стороны, развалины, одновременно с Чугуновым, взявшим другие последние, с этой, с нашей стороны”. Это было в январе 1943 г.
У: Объедененные силы Юго- Западного, Сталинградского, Донского фронтов позволили прорвать оборону немецких войск и окружить 6 армию Паулюса в районе Калач – на Дону и замкнули кольцо
2 февраля 1943 г. завершилась ликвидация немецкой группировки на х/л
История Паулюса связана с историей нашего края. Долгое время плененный фельдмаршал Паулюс находился под охраной на одной из дач п. Ильинский раменского района. В поселке находился спецобъект НКВД – дача 25В. Там Паулюс проходил спецобработку, после которой выступил на Нюрбергском процессе в качестве свидетеля
Анализ х/л, выделение этапов (выделить даты, непосредственно касающиеся Сталинградских событий, определить задачи советской армии между событиями на х/л, это позволит выделить этапы).
Завершающая часть:
Вывод: Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов – патриотов. Сталинградская битва шла 200 дней и ночей и стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (делают учащиеся при помощи учителя)
У: в память о героическом сражении была выпущена медаль
Учреждена Указом Президиума Верховного Совета от 22 декабря 1942 г.
Народ чтит память павших бойцов при обороне Сталинграда, преклоняет колени перед теми, кто выжил. В мирное время в Волгограде, бывшем Сталинграде установлен мемориал скульптора Вутетича Евгения Викторовича на Мамаевом кургане, сохранен как исторический памятник дом Павлова

IV. Итог:
– какая опасность появилась для Сталинграда в середине 1942 г.?
– когда началась Сталинградская битва?
– назовите основных противников в предстоящей битве?
– какие армии приняли основной удар? Их командиры
-назовите этапы Сталинградской битвы?
– историческое значение Сталинградской битвы?
Сталинградская битва – презентация скачать бесплатно

Комментарии запрещены.